Куда народ смотрит? (установка телевизионной аппаратуры)

Телевизор, как говаривал почтальон Печкин, есть главное украшение любого праздничного стола. От себя добавим: в маргинальной ли избушке на курьих ножках или в княжеских хоромах, источник изображения мгновенно становится доминирующим предметом. Поэтому крайне важно, чтобы эта техника гармонировала с окружающей обстановкой.

За последние годы знакомый облик 'голубого экрана' претерпел кардинальные изменения. Источники изображения (проекционные телевизоры, плазменные панели, ЖК-телевизоры) стали плоскими, менее массивными, отпала необходимость их углового монтажа, появилась возможность вешать их на стену, как картины. С другой стороны, резко увеличились размеры экрана - все большее распространение получают плазменные панели с диагональю 42, 50, 60 и даже 65 дюймов (163 см). Эти устройства, разумеется, не поместятся ни в стандартной нише мебельной стенки, ни на утлой бабушкиной тумбочке. Популяризируются относительно недорогие ($1500-2000) видеопроекторы, требующие принципиально иного подхода к размещению и фиксации, нежели телевизоры и панели. Отсюда вопрос: как безопасно и комфортно расположить и закрепить новую технику в традиционном интерьере гостиной, спальни, кухни? 

Минздрав предупреждает...

Визуализирующую технику необходимо разместить так, чтобы свести к минимуму вред для здоровья, возникающий от неудобной для длительного сидения позы или излишнего перенапряжения глаз. Существуют рекомендации гигиенистов и эргономистов, касающиеся расположения экрана по вертикали и расстояния от его плоскости до зрителей. Согласно этим рекомендациям, экран должен находиться на такой высоте, чтобы его центр оказался на уровне глаз сидящего перед ним человека. Допустимое отклонение угла зрения от горизонтали находится в пределах ±10°. В противном случае человеку будет некомфортно в течение долгого времени задирать голову, глядя вверх, или, наоборот, сидеть, сгорбившись, глядя вниз. Особенно неудачен припотолочный монтаж экрана в небольших помещениях - на кухнях и в спальнях, даже если предполагается, что телевизор хозяева будут смотреть во вредной для здоровья позе 'лежа'. Кронштейны для припотолочного монтажа предназначены скорее для присутственных мест - торговых центров, залов ожидания, где предполагается, так сказать, экспресс-просмотр.

Расстояние до экрана может варьироваться в следующем диапазоне: минимум - две ширины видимой области, максимум - восемь высот. Оптимальное расстояние между зрителем и устройством отображения составляет 3-4 длины диагонали экрана. Зрителям следует располагаться таким образом, чтобы не смещаться в сторону от осевой линии экрана более чем на 15°. Особенно критичны к боковому смещению жидкокристаллические дисплеи старых моделей, на которых теряется яркость и контрастность картинки. 

Чем ярче освещение комнаты, тем хуже отображение. Современные плазменные панели и жидкокристаллические телевизоры дают достаточно яркую картинку и не требуют обязательного затемнения помещения, однако экраны этих устройств отражают свет искусственных источников (в просторечии - 'бликуют'). Пресловутое 'антибликовое покрытие', которым могут похвастаться многие производители (среди моделей с таким покрытием стоит упомянуть проекционные телевизоры KP-51PS2 от SONY, жидкокристаллические телевизоры 15 PF 9925/12S от PHILIPS, плазменные панели TH-42PW5 от PANASONIC), решают проблему лишь частично (полностью безбликовым покрытием не обладает даже американский бомбардировщик 'Стелс'). Не случайно при проектировании интерьера плоскость экрана рассматривается как обычное зеркало. Анализируются углы отражения лучей от рассеянных источников света (попадают или не попадают). Если окажется, что какие-то люстры, торшеры или бра создают на экране блики, мешающие просмотру, возможно, придется заменить или убрать плафон, лампочку или передвинуть телевизор. В идеале боковые стены и потолок комнаты должны быть выкрашены в темные тона.

По возможности следует избегать попадания на экран и прямых солнечных лучей. Вообще при просмотре телепрограмм или кинофильмов комнату лучше затенять с помощью плотных штор. В полумраке изображение на экране будет более контрастным, улучшится цветопередача (особенно темных тонов). Обязательное затемнение требуется лишь при использовании видеопроекторов. И хотя в последнее время многие производители стали выпускать видеопроекторы большой яркости, которые в принципе можно применять и при дневном свете, качество картинки при этом все равно проигрывает. 

От стенки к стенке

Популярным сегодня решением по размещению плазменных панелей и ЖК-телевизоров является настенный монтаж. Он дает массу преимуществ: в гостиной отпадает необходимость применять массивные стойки под аппаратуру, освобождается дополнительное пространство, появляется возможность воплощения новых дизайнерских решений интерьера в минималистском ключе. Однако при всей своей 'плоскостности' плазменные панели и ЖК-телевизоры отнюдь не невесомы. К примеру, масса плазменной панели с диагональю 50'' составляет 45-50 кг. Так что для монтажа этих устройств используются специальные настенные крепления. Между собой крепления подразделяются по типу устанавливаемого на них оборудования: для плазменных панелей, ЖК-телевизоров, кинескопных телевизоров. Конструктивно монтажные элементы для панелей и ЖК-телевизоров похожи друг на друга, но крепеж для плазменных панелей отличается большей прочностью, поскольку сами они гораздо массивнее, чем ЖК-телевизоры. Инсталляции для кинескопных телевизоров снабжены выносной горизонтальной штангой с расположенной на ней монтажной платой.

По степени подвижности все крепления подразделяются на 3 группы: неподвижные (с жесткой фиксацией), с возможностью регулирования наклона экрана по вертикали или горизонтали и с несколькими степенями свободы (повороты относительно горизонтали и вертикали и линейные перемещения). 

На российском рынке представлен настенный крепеж, изготовленный как производителями телевизионных устройств (THOMSON, PANASONIC, PHILIPS, FUJITSU, SHARP, SONY), так и специализированными фирмами VOGEL'S (Нидерланды), MELICONI (Италия), BARKAN (Израиль), GAL, VLK (Россия). Три последние компании специализируются на кронштейнах для кинескопных телевизоров. Также на рынке работает множество мелких российских организаций. Отечественные предприниматели своими силами изготавливают небольшие партии креплений под импортируемые плазменные панели. При этом зарубежные производители, как правило, не возражают против того, чтобы крепеж изготавливался 'на местах'. Во всяком случае, гарантийные обязательства изготовителей панели или телевизора остаются в силе, если, конечно, прибор не отвалился от стены или не перегрелся из-за плохой вентиляции.

Цены на 'кустарные' и 'фирменные' крепления различаются в 3-4 раза. С точки зрения прочности и безопасности разницы между всеми этими силовыми элементами нет или она ничтожна. Тем не менее, многие покупатели отдают предпочтение 'фирменным' изделиям - здесь уже играют роль вопросы воспитания и эстетики. Помимо этого, на 'фирменном' креплении панель более плотно прилегает к стене и обычно предусматривается возможность бокового монтажа. В этом случае устройство закрепляется не вертикально (сверху вниз), а крепежные детали горизонтально заводятся в соответствующие пазы и фиксируются специальными болтами, чтобы прибор случайно не соскочил. Горизонтальное крепление может потребоваться, если плазменная панель расположена слишком близко к потолку (или какому-нибудь нависающему объекту) или вертикально ее зафиксировать невозможно. 

Выбирая крепеж, нужно, прежде всего, поинтересоваться максимальной нагрузкой, на которую он рассчитан. Многие имеющиеся в продаже подвижные системы способны выдержать лишь небольшие по массе (порядка 10-20 кг) устройства, хотя есть и исключения. Это, например, настенные кронштейны для телевизоров с диагональю 32'' и 29'' TVB4328 и TVB27 голландской компании VOGEL'S. Они выдерживают номинальную нагрузку до 600 и 620 Н (ньютон) соответственно. Массивные и крупногабаритные плазменные панели с диагональю экрана 50'' обычно монтируются на креплениях с жесткой фиксацией. Это не обязательное правило, просто для таких тяжелых моделей требуется особо прочный кронштейн. Если необходимо сделать панель подвижной, это будет стоить весьма дорого. К примеру, неподвижное крепление отечественного производства для панели с диагональю 42'' обойдется в $150-300, а импортный кронштейн с углом наклона 15° по вертикали - $350-700. Для установки же панели 50'' с несколькими степенями свободы потребуется штанга, вынесенная далеко от стены (иначе панель при повороте по горизонтали будет ее задевать) и упирающаяся в пол и потолок. Общая цена такой конструкции, изготовленной под заказ, превысит $1000. 

Варианты крепления

Рассмотрим самое 'демократичное' по цене неподвижное крепление для плазменной панели. Оно представляет собой жесткую металлическую пластину, которая присоединяется к стене с помощью шурупов и дюбелей. Конструкция имеет сложно изогнутую форму с многочисленными отверстиями для вентиляции задней стенки прибора. В пластине сделаны монтажные отверстия грибовидной формы, а в задней стенке панели имеются отверстия с резьбой для установки монтажных болтов. Благодаря прорези в шляпках болтов панель точно 'садится' на пластину, предварительно закрепленную на стене.

Однотипные крепления от разных производителей почти никогда не похожи друг на друга. Они могут различаться по расположению монтажных разъемов, с помощью которых соединяются пластина и панель, по форме и габаритам вентиляционных отверстий и прочим параметрам. К немногочисленным 'взаимосочетаемым' моделям плазменных панелей и креплений к ним относится продукция компаний PANASONIC и TOSHIBA. Задние стенки этих устройств очень похожи по конструкции, поэтому их крепления подходят друг к другу. 

В рамках одного производителя панели разных типоразмеров (с диагональю 42'' и 50''), как правило, обладают одинаковым расположением крепежных отверстий. Это может оказаться удобным - если через несколько лет вы купите вместо 42-дюймовой панели 50-дюймовую, крепление менять не придется (однако, разумеется, нужно помнить, что масса изделия будет уже другой, и крепежную пластину потребуется зафиксировать на стене с помощью более мощных анкеров или дюбелей).

Настенные крепления для плазменных панелей с возможностью регулировки наклона представляют собой усложненный вариант неподвижного крепежа (к ним относится, например, модель SU-PW1 от SONY). Они состоят из металлической рамы, фиксируемой на стене, и подвижных направляющих, соединенных в нижней части рамы 'книжкой' на шарнирах. Угол наклона направляющих фиксируется с помощью зажимного винта. 

Для трубочных телевизоров используется другой вариант настенного крепления - кронштейны с горизонтально расположенной штангой и зафиксированной на ней пластиной (модели TVB220 от VOGEL'S; P-0-14 B от BARKAN; G-016 от GAL). 'Голубой экран' помещается на пластину и закрепляется с помощью стягивающих ремней. Горизонтальная штанга может поворачиваться относительно вертикальной оси на угол до 180°, но в реальности ее подвижность ограничена габаритными размерами телевизора. Главное отличие (помимо, естественно, разницы в конструкции) таких поворотных кронштейнов от настенного крепления плазменной панели заключается в том, что они постоянно находятся на виду, превращаясь из некоей 'невидимой миру данности' во вполне 'реальную' деталь интерьера. Отсюда - повышенные требования к привлекательности. В результате многие качественно выполненные кронштейны являются и предметом дизайнерского искусства.

Например, в серии 'Эволюция' (VOGEL'S) модель из алюминиевого профиля снабжена накладками для шпона или обоев. Фрагмент обоев наклеивается на накладку (или на ее место вставляется шпон), и кронштейн сразу приобретает 'домашний' вид, который прекрасно сочетается с отделкой помещения в целом. Также в изделиях VOGEL'S применена технология невидимого размещения кабелей CIS. Накладные корпуса легко снимаются и устанавливаются обратно, что позволяет спрятать силовые и межкомпонентные кабели внутри кронштейна. При этом крепления для кинескопных телевизоров заметно дешевле своих 'плазменных' собратьев: цены на эти изделия колеблются от $15 (кронштейн отечественного производства под телевизор с диагональю 14'') до $75-100 (VOGEL'S). 

Традиционный вариант: стойка для аппаратуры

Настольный вариант монтажа плазменных панелей, кинескопных и жидкокристаллических телевизоров имеет свои плюсы и минусы. Главный минус - под стойку или напольную подставку необходимо отвести часть площади комнаты. Плюсом же такого монтажа, во-первых, является 'мобильность' интерьера - при желании телевизор вместе с подставкой легко передвинуть с места на место, например, для того, чтобы обновить дизайн помещения. И, во-вторых, отпадает необходимость в штроблении стен под скрытую прокладку антенных, силовых и управляющих кабелей, как в случае настенной установки (а такое штробление стен означает ремонт в одной отдельно взятой комнате, со всеми вытекающими отсюда проблемами и хлопотами). Поэтому, если ремонт квартиры уже позади и нет возможности как-то замаскировать провод, панель чаще всего монтируют в настольном варианте крепления.

По сравнению с настенным крепежом, настольные конструкции характеризуются куда большим разнообразием внешнего вида. Здесь, как и в случае с кронштейнами под трубочные телевизоры, крепление не скрыто от глаз, поэтому ему стараются придать изысканность и возможный шарм. Правда, за изыски приходится платить. Например, стеклянная подставка PF1 (SONY), создающая эффект парения телевизора в воздухе, обойдется ценителям в $3300. Панель фиксируется на этой подставке так же, как и на стене, - с помощью штырей, расположенных на задней стенке. Существует и другой вариант монтажа, когда панель насаживается на штыри, выступающие из настольного крепления (для этого в нижней ее плоскости имеется пара специальных крепежных отверстий). 

Как и в случае с настенным крепежом, существуют неподвижные подставки и подставки 'с поворотом' (например, от PIONEER), в конструкции которых использован диск с шариковыми насыпными подшипниками типа 'грация'. Повернуть телевизор на такой подставке сможет даже маленький ребенок. При этом не следует забывать, что подвижность панелей ограничивается близостью стены и окружающих предметов интерьера - чего проще, разворачивая широченную плазменную панель, ненароком смахнуть случайно подвернувшуюся вазу с цветами!

Среди компаний, специализирующихся на выпуске стоек для аудио- и видеоаппаратуры, можно упомянуть немецкие компании SPECTRAL, JUST RACKS и LIKO DESIGN, шведскую IKEA, а также малазийскую фирму EMPIRE. Широкий модельный ряд позволяет подобрать стойку практически для любого интерьера. Например, у компании SPECTRAL насчитывается 20 дизайнерских линий стоек, и каждая линия выполнена в различных сочетаниях фактур и цветов. В оформлении стоек производители используют такие материалы, как нержавеющая сталь, закаленное стекло, массив дерева. Устройства снабжаются системой скрытой проводки кабеля и для мобильности могут оснащаться роликовыми опорами (EMPIRE). Модели эконом-класса представлены мебелью IKEA, например тумбой под телевизор из массива сосны 'Ивар' всего за $50. Эта модель снабжена съемными полками, которые легко адаптируются под дополнительную аудио- и видеоаппаратуру.

Особо имеет смысл отметить подставки-тумбочки для телевизоров и панелей, снабженные лифтовыми механизмами, которые при необходимости позволяют автоматически убирать панель с диагональю 50'' внутрь тумбы. Такова, например, модель Sunrise от немецкой компании AHB. Правда, стоит это чудо техники около $5000. 

От экрана до проектора

Поток света от видеопроектора падает на экран, изготовленный из материала с высокой отражающей способностью. На экране формируется изображение. Отраженный свет в целом меньше утомляет зрение, нежели ярко светящийся экран кинескопного телевизора. Иными словами, можно утверждать, что отраженный свет не так вреден для глаз. Однако поклонники видеопроекторов должны помнить, что это устройство требует точной установки и затемнения комнаты, в противном случае нерезкая, слабоконтрастная или искривленная картинка способна вызвать, как минимум, головную боль.

Существует несколько вариантов установки видеопроекторов. Самый простой - фронтальный, на столике напротив экрана. Такой способ требует минимальных затрат сил и средств. Но он неудобен, прежде всего, потому, что проектор занимает место (далеко не лишнее) в центре комнаты, а передвигать его нельзя, иначе придется заново настраивать изображение. Кроме того, вентилятор охлаждения лампы проектора создает заметный на слух шум (порядка 30 дБ), а в центре комнаты обычно как раз располагаются самые лучшие места для просмотра, и столь шумное соседство нежелательно. 

Другой вариант - припотолочное или потолочное крепление. В первом случае видеопроектор монтируется на специальной припотолочной штанге. Это весьма распространенный вариант крепления, но при его выборе необходимо решить некоторые важные вопросы. Как и настенный монтаж плазменной панели, припотолочный монтаж видеопроектора потребует предварительной скрытой закладки питающего кабеля и кабелей управления. Хорошо, если потолок закрыт фальшпанелями, в противном случае придется пробивать желоб для кабеля. Кроме того, видеопроекторы монтируются на потолке в перевернутом положении и, следовательно, должны оснащаться функцией 'переворот изображения'. Большинство проекторов ею оснащены, за исключением, может быть, некоторых наиболее простых переносных моделей (но поинтересоваться при покупке прибора наличием этой функции, сверившись с его паспортом, не помешает). Далее, видеопроекторы нуждаются в периодическом обслуживании. В них имеется пылеулавливающий фильтр, который необходимо чистить (с помощью пылесоса) и заменять. Есть проекторы, которые при этой процедуре можно не снимать с потолка, а есть модели, которые снимать нужно обязательно. И потом, после установки прибора обратно на место, понадобится заново настраивать изображение. А производить потолочный монтаж может только специалист.

Наконец, 'цена вопроса'. Сложный монтаж с настройкой проектора, расчетом проекционного расстояния, подбором экрана, штроблением потолочных плит и установкой вместе со штангой обойдется в $1000-2000 (стоимость зависит от размеров комнаты, количества необходимых проводов, способа устройства проводки в стене и т.д.). 

При выборе потолочного варианта монтажа следует обратить внимание на конструкцию штанги. Желательно, чтобы все провода были спрятаны внутри нее - так эстетичнее. Штанги для большинства проекторов, предназначенных для домашнего кинотеатра, выпускаются компаниями YAMAHA, SONY, PANASONIC, а также специализированными производителями проекторов SANYO и SIM2. Цены на штанги колеблются от $250-500 (без убирания проводов) до $500-1000. Намного дороже устройства, оборудованные опускным лифтом (спрятанный в нише на потолке проектор в неработающем состоянии просто не виден, а раскрытие створок люка и 'выезд' проектора напоминает подготовку к бомбометанию). Дистанционно управляемый лифт вместе с установкой обойдется в $2500-5000 и, кроме того, к сожалению, 'съест' 300-400 мм высоты потолка.

Место крепления штанги и ее длина, от которой зависит угол наклона проектора, высчитываются заранее. Также заранее необходимо выбрать подходящую модель экрана для отображения картинки. Существуют тысячи моделей экранов - от простых, стоимостью $100-150, устанавливаемых на треноге, до сложных, которые монтируются в пол или потолок и оснащаются автоматической вытяжкой (моторизированные). Среди наиболее известных производителей изделий такого рода можно назвать компании DRAPER, DA-LITE, STEWART, WOOTECH (США), PROJECTA (Нидерланды).

При наличии помещения большой площади возможен монтаж проектора за экраном. Такой вариант комфортнее всего - от проектора не будет слышно шума. Но при этом устройство должно быть оснащено функцией обратной проекции. 

Выбирать экран нужно по соотношению его сторон. Особенно распространены соотношения 4/3 и 16/9. Экраны 16/9 используются для просмотра кинофильмов, а 4/3 - для просмотра телепрограмм. Если предполагается многофункциональное применение видеопроекторов, лучше предпочесть соотношение 4/3 (при просмотре кинофильмов будут оставаться неиспользуемые области, полосы сверху и снизу, но это не очень большой дефект). Некоторые модели экранов (STEWART) оснащены выдвижными шторками, которые кадрируют рабочую поверхность под формат изображения (4/3 или 16/9). Процедуру управления экраном и проектором можно автоматизировать посредством переносной или встроенной сенсорной панели.

Высокая отражающая способность экранов связана с использованием физики поляризованного светоизлучения. Для таких моделей важно, где установлен проектор - сверху или снизу. Есть экраны звукопроводящие (или, как еще говорят, с микропорами), за их плоскостью можно располагать акустические системы. Монтаж достаточно сложен, так как, помимо массы (а она может достигать 16-25 кг), важен такой параметр, как высокая точность выравнивания поверхности. В противном случае на ней появятся неровности ('пузыри'), которые будут очень сильно портить воспроизводимую картинку. 

По канонам инсталляции

Установка источников изображения начинается с предпроектного обследования помещения. Специалист проводит замеры по свету и звуку, оценивает состояние стен. Далее, на этапе проектирования, по результатам осмотра создается техническое задание с чертежом, где приводится план-схема расположения компонентов системы. Затем составляются спецификация, схема подключения и подробная схема размещения оборудования. И уже по готовым схемам производятся прокладка кабельной сети, ее тестирование с целью проверки прохождения сигнала, монтаж компонентов системы, пусконаладочные работы.

К наиболее часто встречающимся трудностям монтажа относятся 'слабые' гипсокартонные стены, которые могут просто раскрошиться под тяжестью плазменной панели. На такие стены крепление осуществляется специальными дюбелями (при массе панелей до 30-35 кг) или же под гипсокартон для прочности дополнительно подшивается фанерный лист. 

Другая сложность заключается в необходимости обеспечения хорошей вентиляции телевизоров, проекторов и плазменных панелей. Многие источники изображения в процессе работы выделяют большое количество тепловой энергии. Особенно это относится к видеопроекторам (об устройстве их воздушного охлаждения речь пойдет отдельно) и плазменным панелям, которые излучают больше тепла, чем аналогичные по мощности телевизоры с электронно-лучевой трубкой (жидкокристаллические телевизоры выделяют меньше тепла, чем все другие устройства). Ни в коем случае не следует перекрывать доступ воздуха к вентиляционным отверстиям, расположенным на задней стенке панели. Особенно критичны к перегреву модели с так называемым безвентиляторным (конвективным) охлаждением. В их корпусе имеются радиаторы охлаждения с вертикальными каналами, через которые проходит воздух (по принципу естественной вентиляции). Поэтому проследите, чтобы в верхней и нижней части устройства не было никаких препятствий для потоков воздуха. Сверху и снизу от панели должно оставаться, как минимум, по 20 см свободного пространства. Абсолютно недопустимо встраивать такую панель в стену заподлицо, без зазоров и оборудования принудительной вентиляции. Встройка с принудительной вентиляцией резко (в 2-3 раза) удорожает монтаж и может быть применена не во всех типах стен (например, она неосуществима при небольшой толщине конструкции).

Здесь, кстати, возникают преимущества у навесных стеновых панелей из гипсокартона, ДСП, MDF: пространство между панелью и капитальной конструкцией позволяет обеспечить хорошую циркуляцию воздуха без дорогостоящих работ по прокладке вентиляционных каналов.

Необходимо помнить и еще об одном: попавшую внутрь плазменной панели пыль ни в коем случае нельзя удалять самому. Такие действия производят непосредственно в сервисных центрах (обойдется эта услуга в среднем в $10-20). 

Другой важный момент - взаимное расположение источника изображения и бытовых кондиционеров, обогревателей и тому подобных потенциальных источников подогретого или охлажденного воздуха. Теплый воздух способен вызвать перегрев и порчу телевизора (проектора, панели). Направленный поток охлажденного воздуха может привести к конденсации влаги внутри телевизора, что также грозит крупными неприятностями наподобие короткого замыкания. Особенно коварны в этом плане кондиционеры (а как раз их некоторые 'инсталляторы' любят вешать непосредственно над панелью). Кондиционеры не рекомендуется располагать ближе чем в 1-1,5 м от телевизоров, проекторов и панелей. Если избежать близкого соседства не удается, кондиционер нужно расположить так, чтобы поток воздуха от него ни при каких обстоятельствах не был направлен на телевизор.

Не рекомендуется монтировать плазменные панели вблизи (на расстоянии менее 1 м) от проложенных в стенах труб отопления. При инсталляции не в отопительный сезон об этих трубах иногда забывают и строители, и хозяева. С наступлением холодов 'забытые' отопительные элементы нагреют не только стену, но и заодно с ней панель, что чревато ее выходом из строя. 

В ванных комнатах, саунах, бассейнах установка 'обычных' телевизоров и плазменных панелей не рекомендуется из-за повышенных показателей влажности и температуры. Большинство плазменных панелей, например, рассчитаны на работу при влажности воздуха 20-80% и температуре 0-40°С (рекомендуемые эксплуатационные значения влажности и температуры можно узнать из техпаспорта устройства). В помещениях, где велика вероятность образования брызг (бассейны), можно использовать модели с влагозащищенным корпусом, например от LUCE (США). В ванных комнатах с высокой влажностью (до 90%) и температурой (до 60°С) возможен также вариант применения жидкокристаллического дисплея, вмонтированного непосредственно в зеркало (подобные ЖК-дисплеи предлагает компания AD NOTAM, Германия). Встраиваемые в зеркало дисплеи выпускаются с достаточно большой диагональю - до 30'', при этом толщина у них в 2-3 раза меньше, чем у самых 'плоских' плазменных панелей (например, дисплей с диагональю 15'' имеет толщину около 3 см). Стоимость подобных устройств - от $1000 (модель с диагональю экрана 6,4'') до $7500 (диагональ - 30''). В эту сумму входят и затраты на установку дисплея, в частности вытравливание амальгамы в той области зеркала, которая будет соприкасаться с экраном.

Разумеется, одной ванной комнатой сфера применения экранов-зеркал не ограничивается. Эти устройства с успехом монтируются в самых неожиданных местах. Например, в окошечке СВЧ-печи, в толще двери, в лифте - одним словом, везде, где есть зеркало. Система может наглухо монтироваться в стену, ей не нужна вентиляция, что позволяет экономить место, решая тем самым разнообразные дизайнерские задачи. 

Особо следует отметить трудности с прокладкой питающей проводки, антенных и информационных (сигнальных) кабелей. При монтаже информационного кабеля желательно 'на всякий случай, чтобы потом стену не долбить', завести на источник изображения все сигналы, какие возможно. Скажем, композитный кабель с разъемами RCA, кабели S-Video, компонентный, SVGA и SCART, антенный кабель (последний может понадобиться лишь при наличии встроенного тюнера, который есть далеко не во всех плазменных панелях). Сигнальные и силовые кабели прокладываются по разным каналам, не ближе чем на расстоянии 20-25 см друг от друга. Также необходимо обеспечить надлежащее питание всего комплекса - чтобы панель и другие компоненты системы (аудио- и видеоресиверы) были подключены к одной фазе сети переменного тока и выведены на один контур заземления. Недопустимо 'вешать заземление на ноль'.

Исходя из всего вышесказанного, отчетливо понимаешь, что ставить крупноэкранный телевизор должен только специалист. Для грамотной инсталляции необходим комплексный подход к источникам изображения и звука. Часть компаний обращает особое внимание на звук, и для них средство передачи изображения - довесок. Другие, наоборот, занимаются проекционной частью, дотошно рассчитывают освещенность, но не обращают должного внимания на акустику. Фирм, которые одновременно уделяют внимание и звуку, и изображению, довольно мало, хотя заказчику нужно именно комплексное решение задачи. Поэтому при выборе компании-инсталлятора вам необходимо обязательно поинтересоваться опытом ее работы и посмотреть - послушать 'портфолио' - побывать в ее демонстрационном зале.

С другой стороны, человек, который вешал кухонную полку, и она после этого не упала в течение 10 лет, теоретически способен закрепить на стене и плазменную панель. И сэкономить на стоимости всего комплекта профессиональных услуг ни много ни мало $ 300-800. Но вот есть ли смысл экономить, когда речь идет о достаточно дорогой и капризной технике, - решать вам. 

Источник:Виртуальный журнал 'Идеи вашего дома'